переправа



Нравственность и познание



Опубликовано: 4-09-2021, 18:14
Поделится материалом

Вера


Нравственность и познание

 

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория в светском понимании сохранилась по сей день.

 

В обыденном понимании познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях. И познавать окружающий нас мир мы начинаем с рождения. Сначала осваиваем окружающий нас малый мир семьи, потом «поступаем» в детский сад, школу, ВУЗ и так далее. И каждое место, каждое учебное заведение нас чему-то учит, - мы познаем новую информацию.

 

А вот нравственность стоит несколько особняком. Причем, если мы поглубже посмотрим в суть вопроса, то мы быстро убедимся, что нравственность из века в век все дальше отступает от познания. Давайте разберемся, когда начался этот процесс.

 

Надо сказать, что познание – это один из ценнейших даров, которым Господь вооружил свое любимое чадо, - Адама первозданного. Познанием человек, собственно говоря, и соединяется с Богом, является Его образом и подобием. Познанием же человек решительно отличается не только от растений и животных, обитателей органического и неорганического мира, но и от обитателей духовных, в частности, от Ангелов и демонов. Ни птичка, ни травинка, ни рыбка в океане, ни самый умный зверь не могут познавать мир так, как это делает человек, который постоянно стремится проникать в тайны вещественного и духовного миров все глубже и глубже.   У человека более высокий уровень познания, и этим он вплотную приближается к Богу, становится предельным, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, Его созданием.

 

Человек на протяжении своей жизни познает три вещи: себя, окружающий мир и Бога.

 

Познанию себя мы уже посвятили одну из наших бесед, которая так и называлась - «Познай себя».  «Человек – это тот, кто познал себя», - так говорил преподобный Пимен Великий. Ранее мы обсуждали, что познание себя предполагает изучение не только своего тела, но и, прежде всего, души, ее особенностей и возможностей. То есть, строго говоря, человек, который не познал себя, в полном смысле слова и человеком не является, поэтому познание —одна из важнейших задач нашего земного бытия.

 

Познание окружающего мира – одна из главных способностей, дарованная человеку Богом. Что здесь является целью нашего познания?

 

Если главной целью познания себя является спасение внутреннего человека, т.е. души, то целью познания материального мира можно назвать улучшение условий жизни человека на земле.

 

К сожалению, по мере отступления от нравственности, наше познание материального мира вместо пользы несет для него все больше разрушений и ущерба, наносит природе все более страшные травмы, - вредит экологии, растительному и животному миру, уничтожает целые виды и популяции, отравляет моря и океаны, воздух, уничтожает леса и так далее. Все это – закономерные результаты безнравственного познания мира.

 

Наконец, третье – это познание Бога. Только человеку, единственному существу на земле, дарована способность познания духовного мира и его Создателя. Это действительно дар, который дан каждому из нас безвозмездно, правда, далеко не каждый способен и стремится им воспользоваться. Поэтому, когда Господь в Евангелии говорит о том, что Он собирает зерна пшеницы в житницу свою, а солому сжигает, то, тем самым, Он показывает, что происходит определенное разделение людей на познавших Бога в течение своей земной жизни (это пшеница) и не познавших. Те, кто не захотел, не сумел, не успел, воспротивился или даже боролся с Богом, — это солома, которую бросают в огнь вечный.

 

Три вида познания автоматически обращают нас к Адаму и Еве, к их неудачному, мягко говоря, опыту познания добра и зла, познания Бога. Главная причина грехопадения была в том, что Ева подчинилась лукавой воле дьявола в образе змея и соблазнилась плодами древа познания хорошего и лукавого, которое росло в Райском саду и плоды которого Господь запретил Адаму вкушать: «..а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). В словах Господа есть слово «смерть», которая вошла в жизнь людей только после нарушения заповеди и была связана с какой-то внутренней жаждой человека к познанию. Ева запретную заповедь слышала не от Бога, а от Адама, - первого человека и мужа своего, поэтому запрет и выполнение заповеди понимались ею не так строго, как если бы Бог разговаривал с ней Сам. Именно поэтому дьявол выбрал «слабое звено» и начал искушать Еву. Ева искусилась, соблазнилась самой идеей познания, потому что дьявол ей обещал, что «..в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). После тяги к познанию в Еве пробудилось желание стать «как боги», - гордыня, которая очень часто является результатом своеволия и процесса познания. Ева пошла на совершение греха, угостила Адама, а дальше произошло то, что произошло, - люди, испугавшись Бога, спрятались между деревьями и опоясались листьями смоковницы, ибо «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7). С тех пор все человечество, потеряв дар прямого богообщения, прячется от мира за фиговым листком познания, хочет с его помощью решить все свои проблемы, умалить страхи, вернуть себе устойчивость на земле. Но, как мы видим в реальной жизни, наш «ученый» технократичный мир со своим познанием несет людям все больше проблем и страхов, отсутствие стабильности и радости бытия. Почему так происходит? Во многом потому, что, обладая даром познания, человек использует его не по назначению, не связывает его с нравственностью и Богом, разучился благодарить Бога за то, что дано ему свыше.

 

Эту важную тему очень полезно обсуждать со своим ближним кругом, - детьми, супругами, близкими друзьями. Особенно важно с детьми. Для них, только вступающих в мир, должна быть очевидна связь познания и нравственности. Кто раскроет им эту закономерную связь? Конечно, родители. С детьми надо говорить на такие важные темы почаще, понятным им языком, выбрав момент, когда ребенок спокоен и способен воспринимать такую серьезную информацию.

 

Еще один важный момент – это понятие о нравственности. Нравственность – это соблюдение духовных законов, в которых индикатором правильности или неправильности их выполнения выступает совесть, которая либо нас укоряет, либо нас оправдывает. Как мы уже говорили ранее, духовные законы столь же строги и неукоснительны, как и законы физического мира. Зная о существовании всемирного закона тяготения, редкий безумец будет прыгать с десятого этажа, не задумываясь о последствиях своего поступка. Точно так же мы должны знать и соблюдать духовные, нравственные законы, которые говорят, что за блудом всегда идет кровь, смерть, разрушение семей; за клеветой всегда следует глубокое повреждение души, которое отражается на всей жизни человека и может перерасти в душевную болезнь; плохая, осудительная мысль о другом человеке всегда бумерангом возвращается к своему «владельцу» и бьет так же сильно, как когда-то он причинял боль другому, так как мысль материальна.

 

Очень важно понять, что все нравственные законы объективно ограничивают рамки и целеполагание познания, - для чего мы познаем? Здесь мы постоянно сталкиваемся с фактом, что наша наука, наверно, не во времена Адама и Евы, а гораздо позже начала отрываться от своих нравственных устоев и, постепенно вырываясь на просторы бытия и подкрепляясь человеческой гордыней, сребролюбием, властолюбием и прочими человеческими страстями, устремилась в безбрежные просторы, забыв о существовании духовных законов и отделившись от нравственности. Так, еще Аристотель допускал, что организмы способны постепенно усложнять свою организацию, признавая Бога двигателем, но не Творцом.

 

В средние века наука отделилась от церкви. Тогда многим ученым, по наущению темных духов, показалось, что для познания физического вещества, законов природы и ее покорения церковь не нужна. В середине XVIII в. появились трактаты о том, что развитие природы могло идти за счет внутренних взаимодействий «частей мира» – атомов и молекул, которые постепенно приводили к формированию все более сложных образований. Самым категоричным оказался Поль Гольбах, опубликовавший под псевдонимом Мирабо книгу «Система природы» (1770), в которой роль Творца была отвергнута полностью.

 

Упоминаемый нами ранее французский математик и астроном Пьер-Симон Лаплас в начале XIX века, обсуждая свою теорию сотворения Солнечной системы с Наполеоном Бонапартом, на вопрос правителя о роли Бога в его теории ответил кратко и жестко: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе!». То есть, Бога, как Творца «видимым же всем и невидимым», Лаплас отрицал полностью!

 

И вот уже более 500 лет вся европейская наука, а вслед за ней постепенно и мы, - правда, с отставанием в лет 300-400, - все дальше и дальше отходит от Бога и его нравственных императивов. Отступая от духовных законов, мы наглядно видим и пожинаем «плоды» этого мыслительного своеволия. Но целый ряд лучших ученых мира, начиная с нашего великого математика, химика, физика Михаила Васильевича Ломоносова, математика Блеза Паскаля, химика Луи Пастера, философа Иммануила Канта и заканчивая нашими же соотечественниками, - физиологом Иваном Петровичем Павловым, гениальным хирургом святым Лукой (Войно-Ясенецкий), -  все они были верующими людьми! Вера им не мешала, а, безусловно, помогала.

 

Предлагаю вам (а, еще лучше, вместе с детьми) поразмыслить над вопросом: что такое научное открытие, научное прозрение, озарение? Сама этимология этих слов подсказывает нам нечто очень важное. Кстати говоря, самые великие открытия зачастую приходили к ученым не во время максимальной мыслительной деятельности, а во сне, в моменты прослушивания классической музыки, - то есть тогда, когда мозг отдыхал. Это не случайно. Светская наука считает мозг главным органом познания, а православие считает, что мир познается сердцем. Ум является лишь его центральным телеграфом. Это не моя точка зрения. Это хорошо понимали многие ученые, - Кант, Блез Паскаль, академик И.П. Павлов, который в своей книге об условных и безусловных рефлексах писал об огромной роли сердца как центра чувств. То есть все чувства от соприкосновения с внешним миром через мозг по нервным волокнам устремляются в сердце, там обрабатываются и там же принимаются важнейшие чувственные, уже консолидированные, синтезированные ощущения. Сердце – это еще и центр эмоций. В нашем сердце чувства трансформируются, переплавляются в эмоциональное состояние и происходит их конечная финальная обработка. Наконец, сердце – это еще и центр познания физического и духовного миров. 

 

Александр Нотин

 

Метки к статье: Нотин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Нравственность и познание"
Имя:*
E-Mail:*