переправа



Скорби



Опубликовано: 5-03-2015, 14:54
Поделится материалом

Вера


Скорби

  • В мире скорбны будете... (Ин. 16; 33)
  • Многи скорби праведным... (Пс. 33; 20)
  • Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие... (Деян. 14; 22)
  • Скорбь терпение соделовает (Рим. 5; 3).

1. От чего и для чего скорби?


Прежде надобно с вами погоревать и об вас пожалеть, по Писанию: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12; 15), да не скажете: «я изнемог, ждал сострадания, но нет его, - утешителей, но не нахожу» (Пс. 68; 21). Сердечно сожалею о вас, что вы так сильно огорчились посещением Божиим и неурожаем нив ваших, на которые вы полагали надежду и, может быть, делали расчет в уме своем доходам; но, как увидели надежду свою исчезнувшею, опечалилось сердце ваше о том, что не можете сделать того или другого, по вашему предположению. Но у Бога другой расчет: «Мои мысли - не ваши мысли» (Ис. 55; 8). Он — «одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74; 8), «умерщвляет и оживляет, делает нищим и обогащает» (1Цар. 2; 6, 7), — и кто может воле Его противиться?

 

Премилосердый Господь, любя нас и хотя нас спасти и избавить от заблуждения и порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, позвав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему, "желаний наших краю". Сердце наше, поражаясь нечаянными и печальными приключениями, невольно умирает миру, т.е. страстям, и ищет утешения в лучшем. Да, скорбями сердце умерщвляется миру, т.е. сластолюбию, сребролюбию и славолюбию, и душа, устрашаемая шумом искушений, со многим смирением прибегает к Богу и тщится укрыться от угрызения скорби под покровом Его Промысла; очищаемая же частой памятью Его, приходит в познание самой себя, уединяется зрением бесчисленности грехов и зачинает плач, иже есть дверь во внутреннейшую клеть или в жительство нового человека.

 

Мы, по нашему неразумению, полагаем себя тогда счастливыми и наверху блаженства, когда приобретаем богатство, честь, славу и уважение, но Бог знает больше нас. Когда Он видит, что с умножением их повреждается душевное наше устроение, то отъемлет от нас эти блага, подобно благоразумного отцу, не дающему сыну своему, вместо полезных, вредящих его вещей; и так как самые блага мира сего служат нам не пользой, но вредом, ввергают нас или в роскошь, или в гордость, если на них полагаем надежду нашего успокоения, то отъемлет это от нас Господь, милосердствуя, да не погибнем душами, почему и должны благодарить Бога за Его посещения.

 

Мы, скудоумные, думая устроить свое состояние, печалимся, суетимся, лишаем себя покоя, оставляем исполнение долга веры за суетами для того, чтобы оставить детям хорошее имение, но знаем ли мы, что послужит это им пользой? Не видим ли детей, оставшихся с богатством? Но глупому сыну не в помощь богатство, и это только послужило им поводом к худой нравственности. Надобно пещися оставить детям добрый пример своей жизни и воспитать их в страхе Божием и в заповедях Его, это их главное богатство. Когда будем искать Царствия Божиего и правды Его, то это — здешнее и нужное вся нам «приложатся» (Мф. 6; 33).

 

Вы скажете: нельзя этого сделать, ныне свет требует не этого, но другого! Хорошо, но вы родили детей для света ли только, а не для будущей жизни? Утешайте себя словом Божьим: «Еще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» (Ин. 15; 18), ...а «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8; 7). Не желайте быть детям вашим от славных мира, но чтоб были добрые люди, покорные дети, а когда Бог устроит, — верные супруги, нежные родители, попечительные о подвластных, любовные ко всем и ко врагам снисходительны.

 

Ежели вы оставите им имения и меньше того, как предполагаете, не скорбите за это, они будут и тем довольны. Рассудите, сколько живущих на свете людей, но большая часть из них не только умеренного состояния, но еще и в бедности находится, которая удобнее к получению спасения, ибо изрекли уста Спасителя нашего: «...трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19; 23), и паки: «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу» (Мф. 7; 13).

 

Что же значит "пространная врата и широкий путь"? — роскошная жизнь, в богатстве, чести и славе провождаемая. В таковой жизни удобно можно уклониться от заповедей Божиих, как тот Евангельский богач провождал жизнь свою, веселясь на всяк день светло и облачаясь в порфиру и виссон, т.е. в богатую одежду, — по смерти же какое получил место? — находясь в муках, просил одной капли воды, остудить язык его, страждущий в пламени, но услышал вместо утешения: «чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 16; 25).

 

Напротив же, тесные врата и прискорбный путь вводят в живот вечный, т.е. пожившие благочестно и претерпевшие добровольные или невольные посланные от Бога скорби и болезни или бедность, близкую к смирению, — наследуют его, как там же видеть можно о Лазаре, в бедности и болезни невольно проводившем жизнь свою и по смерти несенном на лоно Авраамле, на место утешения; и когда сказал Авраам богатому: «восприял еси благая твоя в животе твоем», прибавил: «...и Лазарь такожде злая; ныне же зде утешается, ты оке страждеши» (Лк. 16; 26).

 

 Я знаю, что вы всему этому веруете (сохрани же Боже от неверства)! Но так как мало занимаетесь этим нужным предметом для спасения за суетами, то не скоро и в голову придет, а я вам написал вкратце, для напоминовения о сем, дабы воспоминанием этого укрепить себя в вере и получить в скорби утешение, быв уверенными, что есть на это воля Божия.

 

Без воли Божией скорби не посылаются: они нужны нам для того, чтобы нас искусить, яко злато в горниле. И вы, как человек, имеете какие-нибудь свои немощи, а скорбями все это очищается, только благодарите Премилосердного Господа, имеющего о вас таковое отеческое попечение и любовь, ибо посылая скорби к очищению, однако не попускает до конца и ниспасть в изнеможение.

 

Искушениями скорбей и болезней вы очищаетесь от скверны греховной. А когда бы не было скорбей, то страсти сильнее бы на нас действовали, не токмо до изнеможения; за здешние же скорби Господь удостоит вас в будущем веке блаженного наслаждения. Вы, хотя поневоле, но идете тесным и прискорбным путем, вводящим в живот вечный, а пространный путь, вводящий в пагубу, от вас удален; не ропщите, но о всем благодарите.

 

Смело могу сказать вам, что находитесь на пути спасительном, когда посещают вас скорби. Всякому христианину предлежит крест, и каждому — своего рода, когда Господь наш Иисус Христос, Царь славы, принял нашу плоть и для нашего искупления пострадал даже до смерти, смерти же крестной, и нам оставил образ, — да последуем стопам Его, призывая нас, сказал: «Ниже хощет по Мне идти, да возмет крест свой» (Мф. 16; 24.). Крест же что иное есть, как не скорби, которые посылает нам Промысл Божий по мере устроения каждого и силы понести?

 

Ведь благодать Божия творит все на пользу нашу, посылает и скорби, дабы мы, находясь во благе и безскорбно, не вознеслись умом о себе, а это такая незаметная вражья стрела: не заметишь, как уязвит сердце; скорби же нас смиряют, почему и святой Давид восклицает к Богу: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс. 118; 71). «И прежде далее не смирити ми ся, аз прегреших» (Пс. 118; 67).

 

(Из "Собрания писем " Оптинского старца иеросхимонаха Макария)


 

2. Как принимать скорби?


Скорби надобно принимать посланными от Бога к искусу нашей веры или к наказанию, и во время них не должно роптать и скорбеть, и находить, что они портят наш нрав: надобно не скорби винить, а себя — винить и укорять за малодушие, чрез что родится смирение.

 

Когда мы принимаем скорби с малодушием и изнемогаем в них, то чрез это лишаемся и плода терпения.

 

Вы должны веровать, что никакая скорбь не может с нами случиться, ежели не попустит Господь. А Он посылает скорби из любви к нам или в наказание за грехи, чтобы очистить здесь от них, или к искусу нашей веры, и в предостережение от грехов.

 

Итак, если принять скорби ваши наказанием, то и из этого видно, что вы не лишены любви Божьей, как святой апостол Павел пишет: «...сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от него обличаем. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет. А ще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказу ет отец? Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12; 5-8). Видите, когда мы наказуемей, то обретаемся как дети у Господа, а ежели не имеем наказания, то уподоблены прелюбодейчищным, а не родным детям. Так, когда вы имеете скорби, знайте, что не забыты у Господа, и Он промышляет об вас, и в том будьте уверены, что Он не пошлет выше меры искушения, но с искушением пошлет и избытие. В наносимых вам скорбях никого не вините из оскорбляющих вас, ибо Господь вас наказует, а люди суть токмо орудия Божии, коими Он действует.

 

Находясь в искушениях, видьте себя, сколь далеко отстоите от любви к Богу и ближнему, из коих первая состоит в исполнении святых Его заповедей, а вторая заключается не только в люблении ближних, но даже и самих врагов наших: преступая же хотя одну эту заповедь, далеко отстоите и от любви к Богу. Но Бог любит вас, от любви посещает и скорбями, наказуя за грехи здесь, чтобы в будущем веке освободить от них; также — искушая веру и исправляя нравственность. Чем больше вера и любовь наша искушается (испытывается), как не терпением скорбей и извещением себя, что они по воле Божией нам посылаются? И как лучше увидим худую свою нравственность, если не всем тем, что случается нам против желания нашего? От сего постараемся и о исправлении, призвав в помощь Всесильного Бога и познавая свою немощь. Когда будете в этих случаях себя обвинять, то получите облегчение в скорбях ваших, потому что Бог призирает на смирение и посылает помощь, а если поставляете виной других, то еще более тягостны будут для вас скорби. Имея разум, следуйте лучшему.

 

Не отчаивайтесь, а веруйте твердо, что скорби бывают не просто слепым случаем, но попущением Божиим по недоведомым нам судьбам; веруйте, что Бог богат в милости, и если наказывает, то отеческий жезл Его простирается к испытанию или наказанию, или к смирению и уничтожению гордыни нашей, «во смирении нашем помяну ны Господь» (Пс. 135; 23); «терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою» (Пс. 39; 2). Укоряйте себя, а не других. Если люди нам причиняют скорби, то они сами не могут ничего нам сделать без попущения Божия, но ими действует Он в деле нашего спасения.

 

Может быть, есть какие другие грехи, которые праведный Суд Божий дарует к очищению. И когда будем принимать наказания с таким разумом, то скорби облегчаются и совсем упраздняются. А когда будете обвинять других, то более отягощаются.

 

Не Бог ли действует тут? Он может и каменное сердце претворить в мягкий воск; умилостивляйте Его смирением, а не ропотом. Не приводите в пример богача Евангельского, тот совсем был отчужден подаяния ближним, и на Лазаря взирайте так: что Бог так попустил ему страдать к вящему увенчанию его. Неужели бы не мог Бог послать ему утешения с другой стороны?

 

Но этим показаны и богатого жестокость, и нищего великодушное терпение. Мудрый из обоих примеров извлечет себе пользу и не будет строгим судьей других, а себя. А где будет о нас Божие благоволение, то и сарацинскому сердцу Бог возвестит сотворить с нами милость. Помните, что не тогда только мы можем назваться верными, когда получаем благодеяния Божии, но когда принимаем с благодарением и наказания от руки Его — тут-то и вера наша искушается: истинно ли мы веруем в Его Промысл?

 

Мы, так как христиане, должны иметь для себя руководством в жизни и укреплением святое Евангельское учение, которое нас уверяет, что и волос главы нашей не погибнет без воли Божией, и птица не падет без нее. Когда уже нечувственный волос и малое создание — птичка, находятся под Промыслом Божиим, то что можем о себе сказать? О всегдашнем над нами Промысле, к вышеписанному, и эти слова Спасителя нашего удостоверяют: «Отец мой доселе делает и Аз делаю» (Ин. 5; 17).

 

Что иное делает Он, как не промышляет о всем мире, и — что еще важнее — о спасении нашем? А что полезное всегда нам подает, Сам Он учит: «...Кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему?или ащерыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11; 11,13). Изливайте же сердца ваши пред Богом, могущим спасти вас и подать утешение — «пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу» (Пс. 141; 3), и во многих скорбях своих святой Давид прибегал ко Господу и получил избавление и утешение.

 

Так и мы прибегаем к Нему, человеколюбивому Отцу; Он Сам к этому нас возбуждает: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя и прославиши Мя» (Пс. 49; 15). Не забудьте прочитать "Апологию" святителя Димитрия Ростовского во утоление скорби; Господь силен вас укрепить, утешить, свободить.


 

3. Где искать утешение в скорбях?


Где ж искать христианину утешения в находящих ему искушениях и скорбях, как не в вере в Бога? Но вера не просто есть только веровать, что Он наш Создатель, — но веровать, что Он и промышляет о нас Всесильною Своею десницей, и все устраивает для нас на пользу, хотя мы этого и не можем разуметь по дебелости нашего разума, помраченного мглою страстей наших, от нашего произволения в нас действуемых; а водимые страстями, и скорбь сильнее ощущаем.

 

Святая вера наша учит нас, сколько нужно для нас скорби к снисканию будущей блаженной вечности. Она же доставляет нам и утешение; не сомневаюсь, что вы в жизни своей испытали разного рода увеселения, приятности, почитаемые людьми благополучием, но прочны ли они? Прошедшее — как сон, дело идет о настоящем, будущее ─ неизвестно.

 

Вы теперь скорбите, и принимаете скорби ваши посещением Божиим за грехи, — это чувство христианское, и вы можете найти в нем облегчение и утешение, — то есть, в сознании себя пред Богом виновными; раскаянием, сожалением, удалением от грехов и в покорности Его воле принять наказание для вечной вашей пользы. Не ослабевайте, но умножайте веру вашу, и утешайте себя надеждой на милосердие Божие! Верой ищите укрепления в слове Божием; оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв, в скорби сладкое утешение; оно учит нас, что «егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12; 6).

 

Слово Божие говорит, что пространный путь и широкие врата вводят в пагубу, прискорбный путь и узкие врата — в живот вечный, и паки: «горе вам, насыщенным, яко взалчете, горе вам смеющимся; яко возрыдаете». А, напротив, ублажает тех, кои здесь нищи духом, плачут, коих поносят и изгоняют без правды (Лк. 6; 20-26); потом притчей о богаче и убогом Лазаре показывает, что здешнее наслаждение и благоденствие лишает будущих благ, а скорбями и страданиями, подобно Лазарю, приобретают оные (блага), и еще то, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие.

 

Видите, что вы не оставлены Богом, но по любви Его наказуетесь; и ежели находились на пространном пути, то Он невольно вас сводит на прискорбный, ведущий в жизнь вечную. Принимайте это с верой и надеждой и приносите Господу благодарение за неизреченное Его к вам милосердие, от этого получите в несении ваших скорбей облегчение и утешение, а ежели будет воля Господня, то и совершенное от них освобождение.

 

Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)

 

Метки к статье: Троицкие листки, Никон Рождественский
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Скорби"
Имя:*
E-Mail:*