переправа



Неплюев. Социальная философия



Опубликовано: 31-08-2013, 10:57
Поделится материалом

Вера, Общество


Неплюев. Социальная философия

Н.Н. Неплюев и братчики на крыльце дома Неплюева

 

По Неплюеву, любовь должна быть поддержана внешними формами, которые он берет из Нового Завета. Так, обосновывая введение в своем Братстве коммунистических принципов общежития, Неплюев пишет: "Мне нечего было продумывать форму жизни, - пишет Неплюев, - наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви". Отметим, что апостолами была введена не только общая собственность, но и равное распределение благ. Неплюев очень строго соблюдал этот принцип, считая его основой жизни Братства, хотя сами братчики не раз пытались его разрушить, требуя  ввести дифференцированную оплату труда.

 

Отношение Неплюева к социализму было  отрицательным (о чем свидетельствует, например, В.И. Экземплярский), но отрицательным именно к  господствовавшему в то время атеистическому социализму, стремящемуся превратиться в государственный. Неплюев замечает: "без дисциплины любви, единственной гарантией личной свободы и является именно собственность, и что государственный социализм, если его когда-нибудь осуществит социальная революция, был бы худшим из всех видов рабства, который когда-либо испытывало человечество". Однако о христианском социализме, даже в его европейском обличьи, он отзывается с большим уважением.

 

С революционным движением Неплюеву пришлось познакомиться непосредственно: в 1905 г. крестьяне окрестных деревень пытались разграбить угодья Братства. Этот опыт заставил его сделать такое пророчество: «При таких обстоятельствах, я очень склонен считать социальную революцию неизбежной в самом ближайшем будущем». 

 

О крестьянской общине Неплюев судит очень глубоко. С одной стороны, он против разрушения общины, ибо она является единственным гарантом от поголовного обнищания крестьян. Однако, с другой стороны Неплюев видит современное ему немощное состояние общины: она утратила подлинную общинность, перестала быть дружной экономической и духовной семьей.  «Жизнь на лоне этой общины, – пишет Неплюев, – представляет истинный духовный и экономический хаос (...) В этом аду живут с самой колыбели, привыкая и считая это явление нормальным, неизбежной судьбою, более того, совсем не считая этот ад за ад", и добавляет: "я ничего не преувеличиваю". Неплюев считает, что спасти идею общины может только ее глубокая реорганизация, когда на месте существующих общин возникнут  подлинно христианские Трудовые Браства, подобные Крестовоздвиженскому Братству.

 

Николай Сомин

 

Метки к статье: Сомин, Неплюев
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Неплюев. Социальная философия"
Кириллов Алексей Алексеевич

31 августа 2013 13:03

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Совсем недавно пять процентов населения ограбили остальную часть,девяносто пять процентов населения,присвоив социалистическую общую собственность и не стесняются жить богато,продолжают грабить - платят зарплаты,на которые не прожить одному человеку.И только что расстались с идеей общего благополучия.В обществоведении образно говоря слоны бегают,а автор исследует давнишних мух.Сильное государство при таких предпосылках не построить.
Константинов Андрей Валерьевич

4 сентября 2013 10:30

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
"Сильное" государство можно построить на чем угодно. Вопрос в том какие силы там будут действовать. Если мы желаем строить государство на основе русской общинности, то должны видеть как эта общинность себя проявляет. Разрушена сельская община? Но в условиях индустриализации сельского хозяйства она теряет всякий экономический смысл. Плакать о ней - зачем? Ведь были же в древности общины бродников, обеспечивавшие перевоз через реки на бродах. Но с развитием судоходства и мостостроительства бродничество угасло. Но общинный дух любви и взаимопомощи не угас и образовал новые общины, которые имеют смысл в данный момент.
Каждому обществоведу в качестве экзамена нужно пожить в общине, поработать в ней, а то и самому создать объединение людей исходя из их определенных интересов. Тогда придет понимание общественных процессов на основе живой а не исторической общинности. С другой стороны, без исторического опыта мы будем наступать на старые грабли. Очень хорошо, что был Неплюев и очень полезно об этом знать. Благодарю создателей сайта и автора статьи за их важное и нужное дело.
Имя:*
E-Mail:*