переправа



Крестьянская реформа 1861 г. и св. Филарет Московский



Опубликовано: 2-03-2013, 09:02
Поделится материалом

Вера


Крестьянская реформа 1861 г. и св. Филарет Московский

Мясоедов Г.Г. Чтение положения 19 февраля 1861 года

 

Отмена крепостного права, осуществленная в ходе крестьянской реформы 1861 г., оказала весьма глубокое влияние на жизнь России. Крепостные крестьяне стали юридически «свободными сельскими обывателями», имеющими все основные права прочих подданных  Империи. Однако, насколько улучшилось их имущественное благосостояние – вопрос дискутируемый.  

 

Дело в том, что  реформа была произведена по следующему «алгоритму». Крепостные крестьяне получали особый статус «временнообязанных», которым помещик должен был отвести в постоянное пользование надел земли, за что крестьянин должен был отрабатывать на землях помещика или платить оброк ( в меньшем масштабе, чем до реформы).  В то же время государство предлагало крестьянам это «временнообязанное» состояние прекратить, выкупив у помещика свою землю. Величина выкупа была значительной, потому государство «пошло навстречу» крестьянам, предлагая им единовременно заплатить лишь пятую часть, выплатив помещикам остальную сумму, и теперь уже крестьяне должны были рассчитываться за землю с государством – в рассрочку на 49 лет – они получали статус «выкупных» (и уже на помещика не работали). Правда, с 1883 г. все крестьяне в обязательном порядке стали «выкупными».

 

В целом, схема достаточно справедливая, но вот что касается размера надела и величины выплат, то тут и дворяне и государство получили значительную выгоду – первые в виде «отрезков», которые они по тонкостям законодательства могли «отрезать» от наделов крестьян, а второе  – от процентов за выплаты: они составили порядка 300%.

 

Следует отметить, что выкупать землю могла и крестьянская община как целое – тогда в конце концов она становилась собственником земли (в центральных губерниях  как правило так и происходило). Вообще-то идеологи реформы  были ориентированы на капиталистическое развитие России и вовсе не желали развития общинных отношений. Но общину все-таки сохранили, надеясь, что сама логика реформы с ее идеей приобретения земли в частную собственность общину разрушит. Но община показала удивительную живучесть – оказалось, что даже небольшая степень социальной безопасности, которую община давала крестьянам,  намного ценнее, чем возможность разбогатеть. Реформаторам пришлось ждать 45 лет, когда Столыпин решился  на уничтожение общины.

 

А что же Церковь? Она принимала в этом проекте участие, и довольно деятельное – в лице св. Филарета Московского. Сам святитель напряженно следил за событиями и не ждал от них ничего хорошего. Опасения у него вызывала сам факт предоставления крестьянам свободы, которой, как он считал, они легко могут недолжным образом воспользоваться. Будучи противником отмены крепостного права, он, тем не менее вмешиваться в ход дела не хотел, поскольку не видел путей, чтобы повлиять на его должное решение:

 

"Дела крестьян касаться я и не думал; и не мое дело, и трудно представить, что можно было бы благонадежно сделать, когда дело получило ход, когда возвратиться неудобно, когда призванные действователи не видят, что делать, и между ними нет единства; нужно молиться, чтобы Господь наставил их на истинное и полезное. Некто говорит, что дворянство не ознакомлено с предложенным ему предметом, и для наставления его хочет издавать журнал. Когда же поспеет сие наставление, когда дело уже начато и должно быть окончено в короткий срок?" – писал он в частном письме наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию.

 

Но провидение решило иначе, и именно его, через графа В.Н.Панина, государь попросил написать «Манифест об отмене крепостного права», подписанный 19 февраля 1861 г., причем текст св. Филарета был опубликован практически без исправлений.  Многие были недовольны слишком спокойным и даже холодным тоном Манифеста, не соответствующим тем восторгам, которые переполняли русское общество. Но думается, что со своими опасениями святитель оказался промыслительно прав. Освобождение крестьян резко активизировало капиталистическое развитие России, которое в конце концов и привело ее к катастрофе 1917 года.

 

Николай Сомин

 

Метки к статье: Сомин, русское христианство
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Крестьянская реформа 1861 г. и св. Филарет Московский"
Имя:*
E-Mail:*