переправа



Единство как категория духовности



Опубликовано: 15-04-2013, 10:40
Поделится материалом

Общество


Единство как категория духовности

Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1480 г.) Фрагмент

 

Состояние нашего патриотического движения, особенно на фоне нарастающей турбулентности в мировых делах, лично у меня вызывает тревогу. И вот, почему. Скоро четверть века, как мы - те, кто не собирается «валить с баблом», кому «за державу обидно», кто не отсиживается «в келье под елью», а хоть как-то действует, возвышает голос в защиту поруганной Родины, отказывается служить подстилкой для вельможных космополитов, - четверть века мы живем в условиях свободы. Важное завоевание «либерального реванша», правда, одно из редких. Ни тебе цензуры, ни перлюстрации писем, ни слежек, ни соглядатаев, ни психушек за инакомыслие. Казалось бы, тепличные условия: развивайся, не хочу! Ан, нет. Патриотический улей год от года становится все больше, но его обитатели столь же последовательно мельчают и дробятся, и нет между ними согласия. Нет, и точка!

 

Хочу особо остановиться на этом вопросе. Согласие это соединение голосов, это умножение сил, это та самая соборность, которой почти уже не знает лежащий во зле мир. Господь говорит: кто со Мной не собирает, тот расточает. И еще: без Меня не можете творить ничего. Мы слушаем Его слова, но…, похоже, не слышим. Что значит «собирать с Ним»? Здесь ключевое слово даже не «собирать», а «с Ним». Если ты не с Ним, то не можешь и собирать, а будешь только расточать. Ибо без Него мы не можем творить ничего. Опять требуется уточнение. Что значит «ничего»? - мы же все время чего-то творим, вернее, пытаемся натворить. Творить с Ним – имеется в виду делать что-то конкретно благое, поскольку Он и есть воплощенное благо. Но ведь только Он, истинный Творец всему и вся, доподлинно, а не из досужих научных догадок или гипотез знает, как творить благо и что такое  благо как таковое; в свое время кое-кто и поворот сибирских рек вспять считал за благо. Если нет духа согласия, то есть Духа Святого, тогда «сколько людей, столько и мнений» и «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Потеря Бога и правды Его гибельна не только для экономики или воспитания. Она гибельна и для политики. Может быть, даже в первую голову для политики, которая есть скопище злейших страстей и соблазнов, арена интриг, предательства, лжи и насилия. «Разделяй и властвуй», «бей своих, чтобы чужие боялись», «ходи по головам» - эти зверские каноны политической «успешности» правят бал со времен Хаммурапи, и с течением веков они становятся только все более изощренными, беспринципными и безжалостными. Все дальше они уводят политику, а с нею и всех нас, от нее зависящих, прочь от Бога и блага.

 

«Старая политика», в которой, увы, увязли и наши братья-патриоты, стала заложницей этой ситуации. Она антиномична по самой сути своей: хочет управлять миллионами, а не может (и чаще всего не хочет) справиться для начала сама с собой, со своими грехами, с собственным несовершенством. Отсюда и отсутствие согласия.  Православие, устами Христа, Апостолов и Святых отцов прекрасно разъясняет это положение вещей. Человек вступает в мир, неся уже на себе печать поврежденности первородным грехом и проступков предков. «Во гресех роди мя матерь моя» - стенает псалмопевец. Задача его на земле состоит не в том, чтобы изменить землю, которую он не создавал, а в том, чтобы изменить себя. Для этого ему надо осознать бедственное свое положение, призвать на помощь Спасителя и сделать все, что в силах, чтобы оставить эту «юдоль печали» хоть немного очищенным, уповая на милость и человеколюбие Господа. Как раз этой-то, главной цели бытия все еще не видят и до конца не признают наши патриоты. Где-то им не хватает знания основ «науки из наук», и тогда, подобно отстающим школьникам, начинают они призывать к «строительству царства Божия на земле» как некоей сверхзадаче, поставленной, якобы, в главной молитве христиан. Но ведь Господь предупреждает нас, что на земле «скорбны будете», что не мир Он принес, но меч. Или взять, к примеру, ту же объявленную патриотами войну смерти как «позору человечества». Словно неведомо им, что Православие считает  смерть благом, прерывающим путь греха. Словно не слышали огненных, к каждому сердцу обращенных слов апостола Павла о том, что каждому человеку однажды положено умереть, а потом суд. А где-то вклинивается и подлая самость-гордынька, которая у интеллектуальных людей чаще всего выражается в стремлении создать «свою теорию мироздания». И воспаляется, как следствие, «председательская железа», и оживляются «духи злобы поднебесной», «опекающие» каждого патриота как человека совестливого, а потому для них чрезвычайно опасного. И начинается тогда «соревнование теорий от ума» - занятие бессмысленное и странное, поскольку все эти теории заведомо ошибочны (ибо они от человеков, а «всяк человек ложь»), и чаще всего в ходе прений никто никого не слушает, к согласию не стремится, а больше выпячивает себя. Бесам же только того и надо - они же духи разделения. А защита от них одна – пост и молитва, вернее, защита это Господь сил, призываемый в верную и чистую душу постом и молитвой.

 

Боже упаси вас, дорогой читатель, вообразить, будто я здесь кого-то осуждаю или учительствую. Нет, все сказанное выше в полной мере отношу к себе, и по себе знаю, о чем говорю. Тут важно другое. Важно понять, что в «старой политике» с ее хроническими духовными недугами и немощами, нет больше перспективы. Совсем никакой! Всем русским миром стоим перед последней и разящей истиной: настоящий патриот, если он хочет выполнить свой долг перед Родиной и народом, обязан идти к Богу и быть с Богом. В страхе Божьем – залог служения. В Боге согласие, в Нем истина, в Нем единство. Оставаясь вне Церкви (понимаемой, конечно, не в вульгарно-поверхностном, а в высоком духовном смысле), мы рискуем стать статистами в чужих и лукавых играх и, постепенно утрачивая патриотический запал, скатиться до служения гонителям и губителям нашей России.

 

Александр Нотин   

 

Метки к статье: Нотин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Единство как категория духовности"
Имя:*
E-Mail:*