переправа



Учение св. Иоанна Златоуста о богатстве и собственности



Опубликовано: 3-03-2012, 09:32
Поделится материалом

РЭО


Учение св. Иоанна Златоуста о богатстве и собственности

 

Св. Иоанн Златоуст известен как великий святитель и учитель Церкви. Он призывал людей жить сообразно Божьим заповедям. Поэтому православные чаще видят в нем  пастыря, чем богослова. Но если повнимательней прочитать его творения, то мы вдруг обнаружим удивительно стройное, продуманное богословие богатства, бедности, собственности и милостыни, которое просто нельзя игнорировать при анализе любой хозяйственно-экономической деятельности.  

 

К сожалению творения, да и сама личность Златоуста у нас зачастую подаются в столь отредактированном, приглаженном  виде, что разглядеть его подлинное лицо и в самом деле непросто. Да, Златоуст прежде всего – учитель нравственности. С удивительной интуицией избегая спорных моментов современного ему богословия (за которые в его время – IV-V вв. – можно было легко заработать обвинение в ереси), великий святитель всю силу своего ораторского таланта посвятил проповеди того, как надо жить человеку в этом мире, если он хочет носить имя христианина. Мало кто, как Златоуст, так понимал сущность греха. И уж конечно, в деле изображения греха, выявления всех его извивов и следствий, ему не было равных. Двенадцать двойных толстенных томов его проповедей вмещают, казалось бы, все. Но о чем святитель говорит чаще всего?  Не поверите – о богатстве и собственности! Лишь только комментируемый им фрагмент Писания дает малейший повод, Златоуст сразу же  его использует, заводя разговор о вреде богатства и обличая имущих в жестокосердии. И даже, когда текст далек от имущественных проблем, часто святитель переводит разговор и снова выходит на любимую стезю. О, как много и больно доставалось от него богатеям! Сколько утешений адресует он бедным! Порой кажется, что в наскоках Златоуста на богатство нет никакой системы. Но  это не так. Все продумано и выверено – надо лишь дать себе труд понять логику святителя.

 

Кстати, долгое время  приверженность Златоуста к имущественной теме как бы не замечалась нашими богословами. Видимо, их это смущало: святой, тем более учитель Церкви, должен глаголать о божественном, а тут – презренная собственность… Например, наш известный богослов и прекрасный знаток святоотеческой литературы  архиеп. Филарет (Гумилевский), младший современник св. Филарета Московского, в своем трехтомнике «Историческое учение об отцах Церкви» на многих страницах разбирает чисто богословские мнения Златоуста, но ни одним словом не упоминает о его воззрениях на богатство и милостыню. Лишь в начале XX в., когда наше богословие возмужало, в связи с 1500-летием со дня смерти святителя, появился ряд статей, утверждающих, что тема богатства, бедности, собственности и милостыни у Златоуста – тема номер один. В частности, наш замечательный богослов И.В.Попов (ныне причисленный к лику святых) писал "Ни о чем св.  Иоанн Златоуст не говорил так много и  так часто,  как  о богатстве и бедности". И указывал, что к этой теме великий святитель подходит с нравственной стороны. Очевидное наконец-то было высказано вслух.

 

Конечно, у Златоуста были предшественники. Об одном из них следует сказать особо – Климент Александрийский,  учитель Церкви конца II – начала III вв. Климент написал небольшую книгу «Кто из богатых спасется?», где изложил свой взгляд на проблему богатства. По Клименту, собственность, даже значительная, допустима – иначе как человеку прожить? Но привязываться к ней – грех, которого следует избегать. Человек должен быть не пленником, а повелителем своего богатства, должен из него благотворить  – и тогда оно пойдет на пользу. 

 

Златоуст, безусловно, книгу Климента знал. И, произнося свои проповеди, он всегда имеет ее в виду – часто соглашается с ней, но зачастую неявно с ней спорит. Ибо жизненный опыт великого святителя в имущественной сфере оказывается более полным и разнообразным. Очень интересно проследить этот диалог-спор двух известных учителей Церкви. По сути дела они создают две различные философии собственности, в чем-то близкие, но далеко не тождественные.

 

Но в чем же особенность имущественных воззрений Златоуста?

 

Об этом – в предлагаемом цикле заметок.

 

Николай Сомин

 

Продолжение следует...

 

Метки к статье: Сомин, Св. Иоанн Златоуст, имущественное учение св.Иоанна Златоуста
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Учение св. Иоанна Златоуста о богатстве и собственности"
Майя Ставитская

3 марта 2012 12:43

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Спасибо за тему. Только простите, определенный и не самый низкий уровень финансового благосостояния, разве не дает широких возможностей к занятиям благотворительностью? И разве не свидетельствует о трудолюбии своих носителей? И разве не нищета - мать всех пороков вместе с ленью?
Загузин Геннадий

5 марта 2012 20:27

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Ответ для Майи. Да богатство есть тоже пять талантов данных человеку Богом, исключаем воровство и грабёж - пример современных российских олигархов. Есть системная и без системная благотворительность и её результаты то же разные. Почитайте Неплюева Н.Н. у него об этом хорошо сказано.
Имя:*
E-Mail:*