переправа



Журнал "Переправа" №5.2011 Встать из окопа...



Опубликовано: 22-10-2011, 13:17
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Интервью с президентом духовно-просветительского сообщества «АНО «Переправа», кандидатом исторических наук, общественным деятелем Александром НОТИНЫМ.

 

Духовно-просветительское сообщество «Переправа» возникло в 2006 году.

 

Его главная цель – подводить социально активных людей, влияющих на ход дел в государстве, но ещё далёких от Церкви, к позитивному восприятию духовной традиции православия и постепенному внутреннему преображению.

 

– Александр Иванович! Что на сегодняшний день представляет собой «Переправа»? Прошло уже пять лет, и много воды утекло. Но, наверное, есть плоды, и плоды существенные?

 

– Автономная некоммерческая организация «Переправа» существует уже больше пяти лет. У её истоков находилось всего несколько человек, в том числе – отец Михаил Ходанов, Замостьянов Арсений Александрович, Пестелев Владимир Павлович. Это был узкий круг. Наверное, в тот период мы были «страшно далеки от народа».

 


Связь времен: президент АНО «Переправа» А.И. Нотин
с одним из старейших активистов сообщества
протодьяконом-фронтовиком Николаем Поповичем


– Или – «В наш тесный круг не каждый попадал»…

 

– Да. Но все мы были объединены общей просветительской идеей. И ещё, наверное, тем, что в православии именуется дерзновением. Когда мы – я и протоиерей Михаил Ходанов – главный редактор журнала «Переправа, человек, стоявший вместе со мной у истоков движения, – встречались с Патриархом Алексием II и подали ему на рассмотрение концепцию «Переправы», нам, откровенно говоря, не было за неё стыдно. Не стыдно и сейчас. Нигде и ни в чём сильно мы там «не наврали», ни разу в течение пяти лет не отошли от тех корней и замыслов, которые были сформулированы изначально и которые Патриарх утвердил и письменно благословил. Полтора часа разговора с Патриархом остались навсегда в моей памяти. Это было общение с выдающимся подвижником и духовидцем, с человеком, который дал нам ясные общие ориентиры, сказав, что «храм не в брёвнах, а в рёбрах» и что сейчас нужно заниматься не только созиданием храмов, но и устроением душ человеческих. Он направил наши стопы на путь, по которому мы и сейчас идём.

 

Волею судьбы оказавшись в эпицентре этих событий, в глубине души я установил себе некий проверочный критерий: если в течение полутора лет (а мы сразу начали издавать журнал, который в то время ещё назывался «Шестое чувство») станет ясно, что наши инициативы не развиваются, а пробуксовывают и даже, может быть, идут вспять, то мы свернём дело – ибо выявится, что оно не богоугодно. Но если наши идеи начнут привлекать новых союзников и единомышленников, начнут развиваться, то тогда появится обоснованная уверенность в том, что Патриарх не ошибся в нас и правильно преподал нам своё благословение.

 

– О концепции говорилось уже не раз и на страницах журнала, и на сайте «Переправы» (pereprava.org). В чём вы видите её уникальность?

 

– Так получилось, что после многих десятилетий безбожия и гонений на Церковь последняя стала быстро идти в гору. Об этом говорили Святейший Патриарх Алексий. Появилось много новых приходов. Их количество увеличилось уже тогда с 6000 до 26 000. Число монастырей возросло с 17 до 700. Однако количественный рост создал и «проблемы роста». Это приток новых и порой не всегда подготовленных должным образом священников и слабо воцерковленной паствы, которая по своему уровню не поспевала за скоростью церковных перемен. Отсюда возникла проблема, о которой нынешний Патриарх Кирилл говорит в каждой проповеди и выступлении, – проблема миссии. Произошло некоторое замыкание церкви и хранимой ею святыни внутри ограды, а работы священников – у алтаря. Эту картину можно наблюдать повсеместно. Загляните в любой в храм, ивы увидите, что четыре пятых присутствующих – это женщины, в основном уже в возрасте, а молодых мужчин практически почти и нет, за исключением двунадесятых и престольных праздников. Но слава Богу, что хоть в праздники-то приходят – на Рождество, на Пасху…

 

– У верующих возникает даже противоположная тенденция – вообще никак не общаться с этим скверным миром.

 

– Верно. А у священников, может, не хватает сил, времени, соответствующей подготовки. Ведь вытащить погибающего из трясины неверия – это труд, притом труд тяжкий и сложный. Таким образом, основное поле деятельности «Переправы» – деятельность за оградой храма. Во-первых, мы ни в чём и никоим образом не хотим подменять собой Церковь. Напротив, стремимся быть Её смиренными помощниками и той активной силой (воцерковленными мирянами), которая действует за пределами храма – в среде неверия или слабой веры, в кругу невоцерковленных или же слабо воцерковленныхлюдей. В каких-то ситуациях такие, как мы, светско-духовные общины могут становиться разящим копьём Церкви или её щитом, установленным на дальних подступах к храму. Если взять Церковь и мир неверия, который Её окружает, то это численное соотношение – приблизительно пять к девяносто пяти. Поэтому Патриарх Кирилл неустанно призывает сегодня развивать миссию. Это и понятно: если мы замкнёмся внутри церковной ограды и не найдём контакта, общего языка и дела с огромным количеством молодых и невоцерковленных студентов, рабочих, фермеров, инженеров, предпринимателей и так далее, мы безнадёжно отстанем от времени, и эти социальные силы будут захвачены незримым противником. Ведь бурно развиваются и секты, и всевозможные лжеучения, там и сям появляются предсказанные Библией «пророки». Огромно воздействие на людей и поистине бесовской пропаганды и агитации, развёрнутой в СМИ.

 

– Чтобы влиять на духовно шатких и валких людей, сотрудникам «Переправы» нужно иметь свой собственный крепкий духовный стержень, который не надломится в трудную минуту. Некоторые спрашивают: а где они черпают свою духовность и кто их окормляет?

 

– Милостью Божией есть кому окормлять. Это – и монашество, и белое духовенство. Это и владыка Феогност, архиепископ, наместник Троице-Сергиевой лавры, и архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов), и владыка Кирилл (Покровский), наместник Донского монастыря, и ростовский архиерей, владыка Пантелеимон, и духовник монастырской братии Донского монастыря архимандрит Лука (Ионов), и игумен Пётр (Пиголь), духовник Высокопетровского монастыря, и протоиерей Михаил Резин из Ардатова, и отец Иоанн Ермаков, настоятель московского храма Рождества Иоанна Предтечи, и протоиерей Михаил Ходанов из подворья Марфо-Мариинской обители милосердия в Каменках, что под Волоколамском.

 

Второй важный момент. Так случилось, что мы находимся внутри Донского монастыря. Это произошло около полутора лет назад. Все наши основные программы соединились с деятельностью монастыря, который сам находился на этапе своего возрождения (возвращён Церкви только в 1991 году). Он стал духовным центром казачества. Здесь, в монастыре, размещён Синодальный комитет Московского патриархата по делам казачества. Наместник монастыря владыка Кирилл является его председателем. По благословению владыки мы начали создавать просветительский центр Донского монастыря. У него два крыла. Это клир Донского монастыря, в основном монашествующие и их духовник отец Лука, и актив «Переправы» в лице городской общины светских людей.

 

– Кого бы вы особо выделили из числа активистов «Переправы»?– Недавно ушедшего Савву Васильевича Ямщикова. Хочу также выделить замечательного предпринимателя и деятельного человека Морозова Михаила Фёдоровича, который основал центр реабилитации алкоголиков и наркозависимых в Калужской области, в деревне Дураково. Он – духовное чадо владыки Алексия, архиепископа Костромского и Галичского. Но здесь я хотел бы коснуться членов «Переправы» более системно и представить их как круги, или группы.

 

Первый круг – это непосредственно «переправская» община. Её численность – от 50 до 70человек. В их числе – предприниматели, руководители банков и крупных корпораций, отдельных фирм, профессора известных вузов: МГУ, МГИМО, РГСЦ, всемирно известные учёные – такие, например, как физик-ядерщик Игорь Николаевич Острецов. Это – студенты, бывшие комиссары «Наших», которые под воздействием идей «Переправы» покинули движение «Наши», кардинально изменили свои духовные позиции и присоединились к нам. Сюда входят и министры, и люди простого звания. Но, несмотря на то, что люди в нашем сообществе разные, между ними нет ни имущественных, ни сословных, ни национальных, ни каких бы то ни было ещё разграничений. Мы все – одно целое, клетки тела Христова. У нас есть и православные азербайджанцы в лице известного церковного писателя Фазиля (Василия) Давудовича Ирзабекова, и православные татары. Есть даже православный сириец-предприниматель М. Хури, который входит в редакционный совет журнала и сообщества в целом. Он прекрасно знает русский язык и живёт в России вот уже лет двадцать. Через него мы осуществляем связь с православными общинами, представленными в Сирии, а также с Антиохийским патриархатом. А это тоже немаловажно. Целый ряд акций был проведён нами именно в этом направлении. Итак, главная задача первого круга – не внешние дела, а внутреннее духовное устроение. Еженедельно в стенах Донского монастыря у нас под началом архимандрита Луки проходят евангельские чтения. Это сплачивает общину, и благодаря занятиям мы хотя бы отчасти восполняем те проблемы в духовном образовании, которые все, увы, имеем.

 

Второй круг – это городские общины, центры социального служения, а также наши братья по духу, которые с нами связаны, но непосредственно в «Переправу» не входят. Это – наши близкие союзники и соратники. Данный круг может насчитывать сотни и даже тысячи людей не только в столице, но и в регионах.

 

Третий круг – то, что называется народ Божий. Это те организации, которые движутся вместе с нами в одном направлении. Островки или кочки, ускоренно растущие в безбрежном болоте зла и безбожия, покрывшем Россию. Они могут быть непосредственно с нами не связаны, но мы ощущаем их присутствие в наших делах, на тех информационных полях, где работаем. Связь с ними со временем может стать более активной, тесной и действенной. Это – одно из важнейших направлений «Переправы» на всю стратегическую перспективу. Народ божий – это единственная сила в современной России, которая действительно растёт и крепнет на фоне деградации и банкротства всех партий, самой идеи партийности, а равно и всяческих идеологий «от ума». И заметим, что народ этот растёт без поддержки властей, часто и вопреки их воле. Рационалисты и неверы в упор не видят этой силы, но народ Божий формируется и даёт о себе знать. Он состоит из адмиралов и контр-адмиралов, предпринимателей и изобретателей, из студентов и крестьян. Это – десятки, а то и сотни тысяч воцерковленных и глубоко верующих людей. И очень важно, чтобы этот народ сегодня почувствовал свою силу, плечо брата – справа и слева. Он должен ощутить себя и информационно сильным. А для этого нужно создавать условия. «Переправа» в структуре Всемирного народного собора создаёт для этой цели информационные поля сообщения, координации и кооперации православных общин. И не только в общероссийском масштабе. Шире, гораздо шире… Наш журнал о душе и для души, который мы издаём, также играет здесь немаловажную роль. Из него, как из закваски, выпестовался и интернет-портал «Переправа», и другие наши информационные проекты.

 

– Сейчас «Переправа» активно внедряется в Сеть, она представлена на своём сайте, имеет выход на Facebook, обретает новое качество и глубину. Какие особенности вы могли бы отметить в информационной деятельности «Переправы» – особенности, выделяющие её из ряда других православных сайтов?

 

– Поскольку мы находимся в эпицентре информационных тенденций и потоков, мы по жизни чувствуем необходимость тех или иных изменений. Фактически информационные поля сегодня очень быстро дифференцируются. Печатная продукция не доходит до многих людей. Во-первых, люди перестают читать, а во-вторых, они всё больше и больше углубляются в виртуальное пространство. У нас – принцип рыбаков. Рыбак не стоит на якоре и не ждёт, когда в его сеть приплывёт рыба. Он движется и активно ищет косяки. Мы поняли, что именно так должны искать неравнодушную, но пока ещё далёкую от веры молодёжь. Интернет в этом смысле – решающее поле деятельности. С молодёжью надо искать особый язык общения. И, конечно, новые формы визуализации. К последним я бы отнёс новый дизайн сайта. Он соответствует тем стандартам, которые существуют в молодёжной среде и которые ими воспринимаются наиболее адекватно. Далее – новый язык общения. Это – адаптированный язык, в котором сочетаются светские и духовные термины и где отсутствует некоторая избыточная мрачность и апокалиптичность, увы, наблюдающиеся порой на православных сайтах. Молодёжь же всё-таки ищет чего-то яркого и светлого, она хочет, чтобы ей показали перспективу, хочет видеть свет в конце тоннеля. В-третьих, мы стараемся использовать очень краткие формы. Сейчас сознание у большинства молодых людей устроено так, что больше одной или полутора страниц они вообще не воспринимают. Все наши авторы, каждый из которых – специалист в своей области, – придерживаются этих общих принципов образности, краткости и точности. В этом смысле у нас выработана (и непрерывно совершенствуется) жёсткая редакционная политика. В-четвёртых, мы стараемся привлечь молодёжь разнообразием поднимаемых тем. Это – синтезированная тематика на православной основе, которая затрагивает самые разные проблемы, стоящие перед обществом во всех сферах его жизни как внутри страны, так и за рубежом. Здесь и глобальные тенденции, и локальные проблемы, в которых, как в капле воды, отображаются общие тенденции. Мы стараемся не обходить вниманием вопросы культуры, политики, армии, спорта, финансов и так далее. Эта некоторая «пестрота» позволяет нам адресоваться ко всем слоям населения, в том числе и к образованной молодёжи. В то же время мы выстраиваем – и это принципиально важно – не просто информационный, но духовно-информационный портал. В каждой нашей заметке мы стараемся раскрыть ту или иную духовно-нравственную подоплёку события или явления. Это своего рода «капельный» – постепенный и осторожный – способ духовного воздействия на людей, с тем чтобы привлекать их к христианскому миропониманию как наиболее полному и объективному.

 

– Насколько известно, в медиадеятельности «Переправы» используется и юмор. Ведь та же молодёжь активнейшим образом юморит, по-своему защищаясь от тяжести разных проблем.

 

– Наш юмор – аккуратный, дозированный, интеллигентный. Кроме того, у нас – особое требование к русскому слову. Мы стараемся избегать уродливых аббревиатур, заимствований и сленговых искажений, столь распространённых в наше время. Наличие в наших рядах таких авторов, как Василий Ирзабеков, Арсений Замостьянов и других блестящих писателей и стилистов, позволяет решать эту задачу с наибольшей эффективностью. Важно соблюдать высокие нормы, должные языковые и смысловые стандарты. И ответная реакция не заставила себя ждать. Появление нового сайта «Переправы» очень заинтересовало молодёжную аудиторию: за первые три месяца существования обновлённого портала на нём зарегистрировались более пяти тысяч пользователей. Не говоря уже о простых просмотрах, которых – сотни и сотни тысяч. Портал сразу вышел в десятку лидеров консервативно-православного сегмента Интернета.

 

Что ещё? Мы стараемся парировать и отражать те нападки, которым ежедневно подвергается Церковь со стороны языческого мира и Её противников. Как духовно-светское движение, как объединение мирян, мы стремимся стать ударным копьём нашей Матери-Церкви, копьём, которым Она сможет поражать противника, находящегося очень и очень далеко от Её ограды. Мы должны видеть такого противника, поражать его. Для этого необходимо сканировать все медиапространства – и телевизионные, и радийные и сетевые. И – находить слабые места врага, анализировать его состояние и оперативно реагировать на его выпады. Это – одна из задач «Переправы». И молодёжь это видит – и не остаётся равнодушной. Сегодня она особенно нуждается в смыслах. И мы практически занимаемся выработкой и формулированием новых смыслов на фоне той абсолютной бессмысленности и бессодержательности жизни, в которой варится весь современный мир. Удивительно, как молодёжь в таких условиях ещё осталась духовно живой и восприимчивой к традиции. Русскую молодёжь не устраивает то, что творится вокруг.

 

– Такая молодежь – это новое вино, вливаемое в древние меха спасительного православия. Не так ли?

 

– Именно так. И в этом направлении мы развиваем несколько тематических линий: это «Азы духовной грамотности», своего рода духовный ликбез. Надо восполнить те колоссальные пробелы и провалы, которые существуют и у школьника, и подчас у академика в их духовно-религиозном миропонимании. Уровень общей культуры и образованности, как правило, не имеет прямого отношения к уровню духовной подготовки. Так что не получив первичные сведения о том, что есть православие и почему сейчас без веры нельзя не то что правильно разуметь всё происходящее, но и просто выживать. Современному человеку как воздух необходимы живое богопознание и глубокая вера. Но весь вопрос состоит в том, откуда всё это взять. Просто зайти в церковь? Однако случайно зашедший туда человек мало что поймёт. И дело тут даже не только в языке. А просто человек не подготовлен. Это как если бы первоклассник пришёл на заседание учёного совета по ядерной физике. Много ли он поймёт? Да через пять минут заснёт, зазевает и убежит. Чтобы первоклассник дошёл до уровня понимания службы, Таинств Церкви, разумения тех основ, которые требует от нас православная церковь –и прежде всего познания себя, для стяжания всего этого нужно изрядно потрудиться. Это – наука из наук! И эту науку невозможно постичь в один день. Всё это – колоссальный труд над собой. Ведь православие внешне очень простое. Любой современный рационалист легко его поймёт. Но вот применить православные истины к самому себе невероятно сложно. И мы, как «Переправа», постоянно находимся в живом деятельном и духовном взаимоотношении с миром, стремимся помочь людям осмысленно приблизиться к Церкви.

 

– Что вы можете сказать о ближайших планах «Переправы»?

 

– Это прежде всего создание более активных просветительских и образовательных форм по взаимодействию с аудиторией. Далее, в рамках работы просветительского центра Донского монастыря – это подготовка 3D-экскурсии по Донскому монастырю. Мы собираемся запустить также интернет-ТВ и интернет-радио. Будем и впредь развивать проект Священного холма, который ведём вот уже без малого пять лет. Это – сбор русских земель и приношение её к холму под Изборском. Он символизирует собирание земли Русской под сенью православного креста, увенчивающего и освящающего этот холм. Будем развивать и программу «Паломник» Это – паломнические поездки небольших групп, состоящих из лидеров молодёжных субкультур и интересующихся православием. Поездки – с онлайн-мониторингом встреч и впечатлений, которые эти паломники будут размещать в своих блогах. Есть и ряд других направлений, которые мы планируем осуществлять в рамках просветительского центра. Многое здесь делается, кстати, и самим монастырём, и мы стараемся поддерживать его инициативы, вкладывая в них и средства и силы, стремимся украсить облик монастыря и его зданий, достаточно сильно деформированных десятилетиями безбожия. Правда, многое в монастыре и сохранилось – прежде всего радением бывших музейных работников. Это – и большой и малый соборы, и кабинет Святейшего патриарха Тихона. На территории монастыря – семь церквей. Они сохранены, но требуют реставрации. Мы также намерены и впредь развивать воскресную школу при монастыре. Это – наш совместный проект.

 

Отдельное направление – взаимодействие с казачеством. Уже проявлен ряд мероприятий, в том числе международная конференция казачества, где мы курировали экономическую секцию. В дальнейшем совместно с казачьим информационно-аналитическим центром мы хотим стать одним из информационных центров казачества для его духовно-нравственного просвещения. Здесь мы взаимодействуем с Всевеликим войском Донским и другими казачьими войсками по оказанию миссионерско-просветительской помощи казачьим кадетским корпусам. Так что казачья тематика для нас – тоже важная, поскольку мы находимся в стенах монастыря, являющегося духовным центром всего русского казачества.

 

Что касается просветительской деятельности монастыря, то мы совместными усилиями стремимся развивать его так, чтобы обитель стала одним из главных просветительских очагов Москвы. Промыслительно, что вокруг Донского монастыря собираются активные люди, что монастырский клир тесно взаимодействует с мирянами. Тем самым закладывается основа для того, чтобы монастырь вновь стал играть ту роль, которую когда-то играл в московской и всероссийской духовной жизни. Причём в тех своеобразных формах, которые диктует сегодня сама жизнь.

 

– У «Переправы» действительно много дел. Это убедительно говорит о том, что вы не теплохладны, а горячи в лучшем смысле этого слова.

 

– Что ж, Господь от каждого из нас требует дерзновения. Нельзя спрятаться в келью под елью и тихо ждать там последних дней. Прятаться от испытаний – это не православие. Это упадничество и уныние. Правда, здесь я отнюдь не имею в виду настоящих уединённых молитвенников, у которых и мысль, и слово – как дело, а подразумеваю обыкновенную человеческую светобоязнь и нежелание брать на себя ответственность, которые перерождаются в обречённость и фатализм. Ничего подобного не должно быть. Православие – это светлая, сильная, мощная религия, и Церковь у нас – воинствующая. Торжествующей Она станет уже после того, как совершится Страшный суд. А пока все мы – воины, и каждый должен доказывать и на деле показывать свою веру. Каким образом? А периодически вставать из окопа. Именно так. Надо вставать. С той стороны могут, конечно, и стрельнуть. Могут. Но всё равно, как сказал апостол, мы все однажды умрём. А потом – Суд.

 

– Хочется красной, богоугодной смерти. Она – подлинная путёвка в жизнь вечную.

 

– Да. Хотя какой именно она будет, мы не знаем.

 

– Имеется в виду, чтобы от неё и нам и всем, кто вокруг нас, и прежде всего Матери-Церкви, была ощутимая польза.

 

– Да, славной кончиной, о которой молим Господа, хочется хотя бы чуть-чуть оправдать свои прежние бесчисленные согрешения. У каждого они – за спиной, и каждый знает, о чём я сейчас говорю.

 

– Это как когда-то казачий атаман, чтобы подавить огневую точку противника на противоположной стороне бушующего Терека, предлагал добровольцам переплыть грозную реку. Кандидатуры выбирались так: «Кто желает выполнить задачу? Нет желающих? Тогда ставлю вопрос по-другому: кто из вас совершил в прошлом смертный грех, тот имеет сейчас возможность загладить свою вину перед Богом!». И человек делал шаг вперёд.

 

– Всё правильно. Каждый знает свою подноготную, и далеко не всё у нас исповедано – и ещё меньше грехов по-настоящему изглажено из книги жизни. Так что хотелось бы успеть сделать положенное, ибо не ведаем, когда уйдём. Часто вспоминаю притчу о богаче, который собрал богатый урожай и решил строить новые житницы вместо старых и сказал сам себе: ешь, душа моя, пей и веселись! И вдруг слышит сверху голос Бога: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк., 12: 19-20). Так что, может, время ещё и есть. А может, его уже и нет. Надо спешить каяться и дело делать. Выбор только один: мы должны сделать максимальное количество добрых богоугодных дел в минимально короткие сроки.

 

Интервью провёл корреспондент журнала «Переправа»

Владимир Михайлов

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Переправа, Журнал Переправа №5-2011, Нотин, Михайлов
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Журнал "Переправа" №5.2011 Встать из окопа..."
Имя:*
E-Mail:*