переправа



Старая Ладога, или новая версия о начале Российской империи



Опубликовано: 2-09-2008, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Старая Ладога, или новая версия о начале Российской империи

 

В Старой Ладоге, мимо которой неспешно несет свои воды древний Волхов, чувствуется необычайный покой. Это место накопило в себе особую силу и мощную энергию многих поколений наших предков, беспрерывно живших здесь с VIII века от Рождества Христова. Главный хранитель знаний об этих местах – доктор исторических наук, заведующий отделом Института истории материальной культуры РАН, академик А. Н. Кирпичников. Он любезно согласился дать интервью руководителю АНО «Переправа» Александру Нотину, побывавшему у него в гостях на раскопках. Информация, которой поделился исследователь, возвращает нас в глубь веков, к истокам формирования государства Российского, к особенностям духовного уклада и быта наших предков, сообщает о ряде удивительных фактов, догадок и предположений. Академик также продемонстрировал находки, свидетельствующие о необычной древней истории Старой Ладоги.


* * *


– Анатолий Николаевич, скажите, пожалуйста, сколько предметов вы находите в течение одного года?


– Порядка трех тысяч.


– А сколько времени уже ведутся раскопки?


– С 1972 года. Мы передали в музей около десяти тысяч одних только индивидуальных находок.


– Музей находится здесь, в Ладоге?


– Да. Но пока там выставлено лишь три процента от всего переданного.


Расскажите, пожалуйста, о ваших находках.


– Это предметы IX–X веков. Например, ложечки – загадочные вещи. Их находят здесь довольно часто, но предназначение их неизвестно. Есть мнение, что они использовались для причастия, но никакого причастия вплоть до XI века не было. По-видимому, их использовали для каких-то сыпучих тел. А вот эта ложечка – с византийским крестом.


– Ложка деревянная?


– Из кости. А эти односторонние гребни – целое произведение. Куски вставляли, пропиливали, потом клали в серединку зубья, скрепляли двумя накладками вместе, затем бронзовыми заклепками и украшали все это еще орнаментом. Любопытно, что мода на эти гребни в IX–X веках была фантастической – от Урала до Фризии. Гребень носили в особом чехле, это был признак свободного человека, не то что нынешняя пластиковая гребенка, которую можно потерять и не заметить. Вообще в жилищах ладожан мы находим много признаков того, что они были одновременно и ремесленники, и торговцы. Это было сословие производителей, участвовавших в рыночных отношениях, что очень созвучно и нашей современной психологии. Я думаю, что они в значительной мере были свободными людьми, хотя, конечно, платили какие-то подати, и, стало быть, Ладога первых веков ее существования была, если выразиться современным языком, вольным городом. А основана она, по данным дендрохронологии, в 753 году нашей эры. В летописях этих данных нет, это наша дата. То есть Русь начиналась с коммерческой торговой демократии.


– Слово «вольница» звучит лучше. Слово «демократия» сразу вызывает тошнотворное ощущение.


– Обратите внимание, вот иностранная валюта в «измятом» виде – арабский диргем. Торговля велась на эти монеты, потому что своего серебра в Северной и Восточной Европе тогда не было,  использовалось только привозное: из Ирана, Ирака, Средней Азии. Мешками его везли на Запад через Ладогу, но что-то оставалось и здесь. Вес монетки – 2,5 грамма. Прибыль от торговли достигала здесь 1000%, отсюда везли финские меха, которые выменивались у населения на горшки и топоры. Ладога была цивилизованным, даже «цивилизаторским» центром в Приладожье.


– А как сюда попадали иранцы?


– Если идти с севера, то следующим образом: Северное море, Балтийское, Финский залив, река Нева, Ладожское озеро, река Волхов, озеро Ильмень, дальше – развилка по ряду речушек на Волгу и на Днепр. Вот так они попадали речным путем сюда. Сухопутных путей не было. Торговля в основном шла по рекам, хотя была и морская жизнь. По некоторым сведениям, перегрузка с морских кораблей на речные здесь, в Ладоге, и осуществлялась. Мы находим, например, корабельные доски, которыми при вторичном использовании в жилищах устилали полы. А вот бусы замечательные, цветное стекло, янтарь.


– Они красили стекло?


– Конечно. Вот золото-стеклянные бусы.


– А стекло плавили так же, использовали песок?


– Совершенно верно. Необходимый кварцевый песок, кстати, добывается и здесь. Что-то привозили из Средиземноморья, что-то из Скандинавии, что-то делали сами. Бисер желтый и синий был в моде. Выглядит так, как будто вы его вчера купили в магазине. Это, конечно, торговая заготовка. Вообще женская бижутерия здесь была очень развита: делали бусы, украшения, застежки – не кустарным образом, а так, чтобы эта продукция была популярна в разных странах. Вот что это такое, по-вашему?


–  Заколка, шпилька?


– Нет. Это коромысло для весов. А вот бронзовые гирьки. Вес должен быть точным, потому что монеты и металл принимались на вес.


– Это X век?


– Да, это все X век.


– Христианство?


– Нет, пока еще язычество. Христианство – 988 год, а у нас в основном более ранние слои – первая половина и середина X века, языческий период. Попытки христианизации предпринимались и раньше. Например, была крещена княгиня Ольга. А вот фибула – застежка на женский костюм, финноугорская вещь. Тут были финноугры, славяне, скандинавы, встречались и другие народы. Все оставляли здесь свой след.


– А это уже предметы христианского периода?


– Да, из XI–ХIII веков. Вот замечательная печать. Мы нашли их целых семьдесят пять, это сенсация. Вислые печати привешивались к грамотам за шнур, как наши круглые печати. Как вам известно, только круглым печатям сейчас верят. А это оттиск из свинца – Василий Великий. Все печати у нас XI–XIII веков. Место, где мы их нашли, было не архивом, а делопроизводительным центром, потому что мы нашли и заготовки. Может быть, в нем осуществлялась торговля. Например, на этой печати с одной стороны изображено Благовещение, а с другой – Дмитрий Солунский.


– Как вы определяете принадлежность находки к тому или иному историческому периоду?


– Во-первых, на некоторых печатях есть оттиснутые слова. Во-вторых, ученые просто пришли к определенным выводам, ну скажем, князь Ярослав имел свое имя – Георгий, и это имя изображено на монете. Вот так догадываются, что эта монета принадлежит к определенному периоду.


– А предприниматели не проявляют интереса к изготовлению копий предметов для продажи?


– Нет, всем интересны оригиналы, а с незаконными раскопками мы боремся. Нам солдата с калашниковым не надо. Когда мы консервируем место раскопок, добавляем туда гвоздей. Приходят люди с миноискателями, а у них – сплошной фон. А им-то не хочется долго копать, им надо в этом месте сразу выкопать какую-нибудь конкретную монету…


– Вы упоминали о «гербе Российского государства». Нельзя ли на него взглянуть?


– Вот, пожалуйста. Сохранилась только половина. Как вы думаете, что это: два крыла, туловище с перетяжкой? Это изображение сокола, популярный скандинавский мотив, его можно восстановить. Это государственная, имперская эмблема, знак создаваемого первыми Рюриковичами государства. Специальная отливка, получалась бляха, которую, очевидно, носили как государственный символ. Несомненно, это хищная птица. Эта эмблема не вынималась из формы, и поэтому ее разбили. Я, честно говоря, обрадован. Конечно, это в порядке предположения, но сокол был популярным в искусстве Скандинавии, и представьте себе, как ни странно, без моего участия герб Ладоги утвердили с изображением атакующего сокола. В прошлом декабре утвердили герб, а я в июне нашел этому подтверждение. Потрясающе. Мистика. Но сокол на гербе Ладоги атакует, а этот – в геральдической позе. Конечно, в нем есть что-то скандинавско-германское. Сокол – это вообще птица многозначная. В данном случае она – символ организации, символ власти, символ государственности. Знак Рюриковичей – трезубец. Существует еще двузубец, более ранний знак, а трезубец появился при Владимире Красное Солнышко. Может быть, и у Рюрика двузубец был. Ученые считают, что двузубец – это и есть сокол, тоже атакующий, этакая схема падающего сокола. Раскрыть эмблему, наверное, можно было именно так… А вот в этой форме – так называемой изложнице – отливали диски из серебра и латуни. Особенность этой формы заключается в том, что она использовалась для изготовления молоточка Тора – скандинавского амулета.


– Его носили?


– Да. По объему это носильный молоток. Первые молоточки Тора были из железа. Вот этот розовый камень – шифер, волынский шифер, обручский шифер, добывается только в одном месте на Украине. Возьмите его в руку, и вы почувствуете – этот камень теплый. Из этого камня делали саркофаги – княжеские, использовали его для карнизов в архитектуре, потому что он давал пурпурный оттенок. А вот – гирьки с арабскими надписями, они плохо читаются, 60 грамм и 130 грамм. Вот эта фибула – III–IV век. Как она сюда попала? Не знаю. А это десертный ножичек.


– Больше на скальпель похож.


– Возможно. Вот эти две жукообразные вещи – вставки от перстней с арабскими надписями. Написано «во имя Аллаха», «именем Аллаха». Ими запечатывали товары. Это говорит о том, что здесь были восточные путешественники, славянин не мог понять этого письма. Восточные купцы заезжали сюда, потому что тут был колоссальный рынок мехов. А вот перед вами мировой шедевр. Золотой перстень, перегородчатая эмаль и скань с крестообразной фигурой. Новая вещь, нереставрированная.


– Это тоже X век?


– XI век, Византия. Маленькие золотые перегородочки… Это тончайшая изысканная работа, обращенная ко всему человечеству.


– Скажите, а Российская империя, на ваш взгляд, начиналась здесь?


– Старая Ладога основана в 753 году и впервые упомянута в летописи в 862 году в связи с призванием сюда на княжение трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Эти три брата, двое из которых сомнительны (Рюрик достоверен), пришли откуда-то из Скандинавии. Сейчас идет спор, из какой именно страны: Швеции, Дании или откуда-то еще. Существуют упоминания о Рэрике Ютландском, возможно, это одно и то же лицо. В сгоревшей летописи Татищева, Якимовской, упомянут Рюрик как внук Гостомысла, то есть он был полуславянин-полускандинав. Наши патриоты считают, что хоть он и был пришлый викинг, но на самом деле там была и какая-то славянская линия. Это породило норманнский вопрос, мы его касаться не будем. Одни считали, что норманны создали государство, а другие – что у нас у самих все было уже подготовлено. Правильно, за один день государство создать нельзя, все было готово к созданию этой машины и надо было только чиркнуть спичкой, чтобы в нужном месте в нужное время появился Рюрик, которого и позвали славяне, по-видимому, учитывая его полководческие способности. Он явился основателем династии. Рюрик послал перед собой разведчиков – Аскольда и Дира, это в летописи записано. Потом, когда туда пришел Олег, он убил их как незаконных правителей, ибо они там начали основывать какое-то свое государство. Мужей своих Рюрик разослал в ареале северной и отчасти центральной России – в Муром, Псков, Изборск, а стало быть, и в Ладогу тоже.


Началось создание империи. Не бойтесь этого слова, потому что империя – это базовый этнос, окруженный разными другими народами. В частности, из финноугорской группы в нее вошли многие, так сказать, подразделения этого народа – степняки, черные каблуки – в XII – XIII веках. Россия была всегда открыта Востоку и Западу. И поэтому происходило постепенное смешение славянской крови с соседними народами. Чего, например, до сих пор нет в Финляндии. Нет такого и в Норвегии – это крестьянская страна, запертая в своих горах. А в России такое смешение есть, поскольку она открыта самым контрастным, противоречивым концам света с разными народами. Как известно, от таких смешанных браков рождаются талантливые дети, и поэтому наш народ талантлив, но он талантлив не только в своих проектах и в труде, но и в своем разгильдяйстве. А в жилах наших от этого смешения течет, в сущности говоря, имперская кровь.


– От этого народ сметлив и ленив.


– Да, сметлив и ленив. История России основана на самых контрастных сочетаниях человеческого духа, человеческого образа, более чем, может быть, у любого другого европейского народа. Азии я в данном случае не касаюсь.


– Чем же объяснить тогда смуты? Смуты, которые разделяют имперские периоды?


– Да, смуты у нас бывают периодически. Это, очевидно, заложено в противоречивых качествах нашего народа. Мы же всегда впереди всех, мы в ХХ веке устроили кровавый эксперимент, которого история еще не знала.


– Над собой. Но нам в этом еще и «помогли».


– Сейчас помаленьку начинаем выравниваться, но это, конечно, не страховка от каких-то дальнейших проблем. Такова, по-видимому, наша судьба. Итак, империя у нас началась, была задумана еще в Ладоге. Она вырастала из скандинаво-русского соединения. Почему в Ладоге? Она была первой столицей новой государственной власти. Рюрик рассылал своих мужей в разные города. Столица через три года переехала в Новгород, которого еще не существовало, – в Предновгород, Рюриково городище. Потом столицей в 820 году стал Киев, мать городов русских. Когда мы отстаивали празднование юбилея в 2003 году, Ладоге было 1250 лет. Нам говорили: ну хорошо, вы доказали дендрохронологически, по спилам дерева, что она основана в 753 году. А где написано слово «столица»? Покажите! Тогда все, указ президента будет… Вот я пишу книгу – она называется «Древняя столица Руси». В Москве очень ревниво к этому отнеслись. Говорят, Ладога – всего лишь деревня… 1250 лет! Вы найдите в России еще такую деревню!


– Изборск.


– Он тоже рано упомянут. Нам говорят, мол, чудаки вы такие, столица у нас, извините, Москва, а никакая не Ладога. А четыре слова в летописи доказывают обратное: «...и сиде старейший (то есть старший) Рюрик в Ладози»! Все! Четыре слова в летописи, и не надо больше ничего доказывать. Мы на этом стоим. В 2003-м и 2004 годах сюда приезжал российский президент. Его вообще интересует начало русской истории. Он спросил Валентина Лаврентьевича Янина, академика, заведующего кафедрой археологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, который раскапывает Новгород: как он относится к мнению некоторых ученых, что столица была в Ладоге? Янин ему ответил: «Владимир Владимирович, если вы приехали в Новгород на несколько часов, так что, Новгород столица, что ли?  Да, Рюрик приехал на Волхов, а там пороги были, дальше не смог ехать, остановился на некоторое время. Так что, это столица?». Но у нас есть ревность, мы не отказываемся от своих убеждений.


Наши предки общались со всеми странами: с Венгрией, с Византией, поэтому уровень славянской цивилизованности до образования государственной машины был очень высок, и образование этого государства охватило, прежде всего, славянские земли, после чего окраины стали расширяться. Существуют две функции государства: торговля и расширение территорий. Эти планы были выполнены первыми Рюриковичами. Говорят – вот Рюриковичи! А что славяне-то сами – недочеловеки? Пригласили норманна! Что, своего нет? На самом деле в том-то и состояла интеграция, что не было этнических перегородок. Если он грамотный полководец, если он способный человек (а Рюрик на своем месте оказался, он заложил основы империи), то его и надо было позвать. Старейшины славянские собрались, пригласили, потому что варяги выступали еще и как разбойники, они сюда стали ходить с разбойничьими походами, и нужен был грамотный полководец. И он, Рюрик, стал собирать государство. Самым великим его наследником оказался его прямой преемник – Вещий Олег, который объединил северную Русь, Ладожско-Новгородскую и Киев. Как Карл Великий, он создал наше государство примерно в нынешних границах. Теперь – когда закончилась империя? У нас единое государство было примерно до второй четверти XII века, потом началась эпоха феодальной раздробленности. Затем ее усугубило монгольское нашествие, монголы очень поддерживали разногласия, чтобы ослабить наш народ. А в конце XV века возникло централизованное, уже не Киевское, а Московское государство.


– При Иване Третьем?


– Да. Начался следующий период – создание монархии. Смуты и войны не остановили прогресса. Кстати, до XIII века, до нашествия монголов, развитие России было не хуже, чем в Западной Европе. Мы шли теми же темпами, обогащенные евразийским опытом.


Это был важный момент цивилизованной жизни огромной цивилизованной территории. Монголы все сокрушили. Три четверти территории положили под нож. Это была колоссальная катастрофа в истории нашего народа. Прошло несколько столетий, прежде чем мы стали подниматься.


– Какие группы сейчас работают на раскопках?


– Группы из Эстонии, Латвии и Литвы. Это школа археологической экспедиции, которую организовало правительство Ленинградской области. Они слушают лекции в Петербурге и работают здесь две-четыре недели на раскопках. Вторая группа – из  Ленинградского государственного областного университета им. Пушкина. Третья группа, которой сейчас нет, – школьники из Старой Ладоги и города Волхов. Еще здесь работает группа Центра национальной славы России. Очень сожалею, что не было молодежных групп «Наших» и так далее, потому что, как вы сами видите, работы у нас много.


– Есть что-то, что облегчает вашу работу?


– Здесь есть особенность – мокрый слой. Без доступа воздуха, в мокром слое прекрасно сохраняется дерево, ткань, веревка, войлок, деревянные изделия. Вот видите, какие бревна тут лежат? Мы их пилим, делаем спилы, отсылаем в лабораторию для точной датировки.


– А что это за дерево – дуб?


– Нет, все это разные лиственные породы. Дело вот в чем: когда здание горело, разрушалось, то немедленно потом приходила новая строительная волна, разгребали пожарища, руины и снова строили. В Ладоге жизнь была беспрерывной начиная с VIII века до наших дней. Здесь никогда не было перерыва. Немцы тут тоже не были, Ладога не была захвачена. Они были недалеко, рядом проходил Волховский фронт.


– Ясно. И – последний вопрос. Более глубоко предполагаете копать?


– Не в этом году. Тайн здесь много. Но глубже пока залезать не хотим. Тут, наверное, еще метра полтора, где несколько слоев IX века, а может быть, и VIII века будет…

 

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №5-2008, Нотин
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Старая Ладога, или новая версия о начале Российской империи"
Имя:*
E-Mail:*